Реклама на портале Войти в систему

Гатчинский дворец Русской Императрицы

Гатчинский дворец Русской Императрицы
Aug
23
Tue

Гатчинский дворец, замечательный памятник архитектуры и истории, серьезно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Реставрация началась только в 1976 году, и в настоящее время посетители могут увидеть отреставрированными лишь парадные залы бельэтажа Центрального корпуса здания. Однако дворец во всем великолепии его внутреннего убранства предстает на акварелях художников второй половины XIX века, запечатлевших все имеющие художественное значение интерьеры здания. 

 

 

Гатчинский дворец был построен итальянским архитектором А. Ринальди для Г. Г. Орлова в 1766-1781 годах. Здание состояло из Центрального корпуса и соединенных с ним полуциркульными крыльями боковых флигелей-каре. Силуэт Центрального трехэтажного корпуса был усложнен двумя пятиугольными в плане башнями. Боковые одноэтажные каре — Кухонное и Конюшенное — имели по углам восьмиугольные башни. Во втором этаже полуциркульных крыльев со стороны парадного двора Ринальди устроил открытые галереи. Характерной особенностью дворца была облицовка его фасадов местным камнем — парицким доломитом. Оформленные А. Ринальди помещения Гатчинского дворца отличались изысканностью и утонченностью. Стены были расписаны или украшены лепкой. Прекрасные паркеты разнообразных рисунков набраны из ценных пород дерева. Двери обрамляли наличники искусственного мрамора. Высокие падуги потолков завершались изящными куполками. Однако созданные Ринальди помещения просуществовали в их первоначальном виде недолго. В 1790-е годы Гатчинский дворец был частично перестроен по проекту другого итальянского архитектора В. Бренны для нового владельца императора Павла I. Бренна учел климатические условия севера России и переделал лоджии полуциркульных крыльев в застекленные галереи с простенками из черницкого камня. Открытые арки первого этажа архитектор также закрыл дверьми. По проекту Бренны боковые корпуса были надстроены двумя этажами. Архитектор заново отделал многие парадные залы Центрального корпуса. Бренна придал помещениям большую торжественность и пышность, так как новые интерьеры предназначались для императора. В отделке помещений Бренна использовал художественные мотивы и символику искусства Древнего Рима, которое хорошо изучил в Италии. 

 

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Ванная императрицы Александры Федоровны. 1877 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 41,7х30 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-414-ХI)

Последний раз дворец перестраивался по проекту архитектора Р.И. Кузьмина с 1845 по 1858 годы. Кузьмин, знаток исторических стилей (особенно греческой и итальянской архитектуры), увидел, развил и усилил сходство Гатчинского дворца с постройками итальянского ренессанса. Задумав реконструкцию дворца, Николай I в первую очередь поручил Р.И. Кузьмину перестроить боковые каре здания и создать в них апартаменты, предназначавшиеся для семьи императора, придворных, а также многочисленные служебные помещения. Сначала было перестроено Кухонное каре (1845-1850 гг.). Следующим шагом стала перестройка Арсенального (ранее называвшегося Конюшенным) каре (1847-1852 гг.). Старые боковые корпуса были разобраны полностью, на их месте архитектор возвел новые каре. Разрабатывая проект перестройки боковых корпусов, Р.И. Кузьмин стремился достичь их архитектурного единства с центральной частью здания. Архитектор уравнял высоту боковых корпусов с высотой полуциркулей и ввел в композицию здания два ребристых купола (над угловыми башнями каре, примыкающими к крыльям дворца). Кузьмин декорировал фасады Арсенального и Кухонного каре поэтажным ордером, следуя в этом А. Ринальди, украсившему центральный корпус здания поэтажными пилястрами. После перестройки боковых корпусов к главному входу во дворец стали подъезжать через внутренний двор Арсенального каре. В этом каре, ставшем главным корпусом дворца, Кузьмин устроил новые парадные помещения, художественные галереи, личные комнаты императора, императрицы и семьи наследника престола. Интерьеры Арсенального каре Р.И. Кузьмин оформил очень элегантно, используя декоративные мотивы различных стилистических направлений эклектики.

 

 

Эдуард Петрович (Иванович) Гау ((1807, Ревель—1887) — русский художник, мастер архитектурной акварели), приехавшему во дворец в 1870-е годы, было поручено зарисовать как помещения, появившиеся еще в XVIII веке, так и новые интерьеры, созданные по проекту Р.И. Кузьмина. Работа акварелиста протекала неравномерно. В некоторые годы Гау удавалось создать только одну акварель или немного больше — четыре, пять. В другие годы работа продвигалась быстрее, и художник успевал зарисовать четырнадцать и более интерьеров дворца. В последовательности изображения помещений не было четкой системы. В один и тот же год Гау мог изобразить несколько парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса, и ряд помещений, входивших в состав личных комнат семьи царствующего императора и находившихся в боковом флигеле здания - Арсенальном каре. На следующий год художник снова создавал виды парадных помещений Центрального корпуса и одновременно зарисовывал комнаты покойного отца императора Александра II — Николая I в Арсенальном каре. Тем не менее, акварелист четко представлял себе планировку дворца, и в списке созданных им в Гатчине интерьеров Гау распределил помещения по корпусам здания и анфиладам. К концу 1880 года Гау удалось запечатлеть все имеющие художественное и историческое значение интерьеры дворца.  

В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Большая часть интерьеров была отделана в этот период по проекту архитектора В. Бренны. Однако ряд интерьеров сохранил (фрагментарно или полностью) первоначальное декоративное решение архитектора А. Ринальди. Во многих залах дворца можно увидеть созданные по рисункам Ринальди паркеты с разнообразными орнаментами, дверные наличники из искусственного мрамора, лепные украшения изысканных очертаний на стенах и высоких падугах потолков. Ряд интерьеров Бренна декорировал художественными тканями, во многих залах лепные и резные орнаменты покрыты позолотой.  

Среди парадных интерьеров XVIII века выделяется Белый зал — самое большое помещение бельэтажа. Он создан по проекту А. Ринальди в 1770-е годы. В конце XVIII века по периметру зала была установлена скульптура, включающая два подлинных античных бюста Антиноя и императора Каракаллы. Два зала бельэтажа (Малиновую гостиную и Тронную императора Павла I) украшали гобелены, вытканные во Франции на Королевской мануфактуре гобеленов (ил. 3). Это подарки короля Людовика XVI великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. В Тронной императрицы Марии Федоровны располагалась замечательная коллекция произведений живописи (ил. 2). Среди картин, плотно развешенных по стенам, находились работы известных европейских художников: Я. Милля, Д. Тенирса, Н. Берхема, Дж. Романелли, П. Батони. При императоре Николае I в 1850-х годах парадные помещения XVIII века были тщательно отреставрированы и на протяжении всего XIX века существовали как мемориал эпохи Павла I. 

 

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Белый зал. 1880 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 31,8х43,8 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-430-ХI) 

Главная заслуга в том, что мы отчетливо можем представить себе, как выглядел Гатчинский дворец во второй половине XIX века, принадлежит известному художнику, академику перспективной и акварельной живописи Эдуарду Петровичу Гау. Он создал 59 листов с видами интерьеров Гатчинского дворца. Эти акварели — гордость коллекции графики Государственного музея-заповедника «Гатчина». 

 

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Мраморная столовая. 1880 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 40,6х31,7 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-428-ХI)

Гау создал также 6 акварелей с видами личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа. В нижней части стен находились дубовые панели. Стены и потолки покрывали полихромные росписи с геометрическими и растительными орнаментами. Предметы, наполняющие эти интерьеры, свидетельствуют о вкусе императора и его интересах. 

 

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Верхняя тронная императора Павла I. 1878 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 42,8х29,5 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-423-ХI)

 

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Нижняя тронная императора Павла I. 1877 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 41,5х28,7 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-419-ХI)

В Овальном кабинете с 1833 года находились вещи из кабинета Павла I в Михайловском замке: походная кровать императора, его одежда, ботфорты, трость и ширма. Эти предметы были переданы в Гатчинский дворец по завещанию вдовствующей императрицы Марии Федоровны. 

 

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Овальный кабинет императора Павла I. 1877 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-418-ХI)

В Башенном кабинете в низких шкафах хранились книги и чертежи, которые Павел I всегда хотел иметь под рукой. Среди них мемуары министра финансов Генриха IV герцога де Сюлли, книги по морскому делу, религиозные сочинения. На акварели Гау на подоконнике видна библия, которая всегда находилась в этом помещении. По воспоминаниям современников, Павел I часами молился в кабинете перед библией. 

 


Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Башенный кабинет императора Павла I. 1878 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 38,7х29 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-424-ХI)

После смерти Павла I последующие владельцы дворца сохраняли личные комнаты императора в неприкосновенности. 

 

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Оружейная галерея. 1880 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 42,7х30,4 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-431-ХI)

В серию созданных Гау акварелей вошли также изображения парадных помещений полуциркульных крыльев дворца. В западном крыле, соединяющем Центральный корпус с Кухонным каре, располагались Чесменская и Оружейная галереи. Чесменская галерея была создана по проекту В. Бренны в 1790-е годы. Первоначально галерея называлась Золотой (из-за позолоты на лепных орнаментах). Название «Чесменская» она получила в XIX веке благодаря украшавшим ее трем картинам художника Ф. Гаккерта с видами Чесменского боя. При Павле I через галерею совершались торжественные выходы в дворцовую церковь, иногда это помещение служило залом для многолюдных банкетов. В октябре 1799 года там отмечали свадьбы дочерей Павла I Александры и Елены. Рядом с Чесменской галереей находилась Оружейная (Арсенальная) галерея, созданная в 1823 году. Там можно было увидеть образцы изделий лучших оружейных мастерских России, Европы и Востока.

 

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Чесменская галерея. 1877 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 38,4х31,1 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-422-ХI)

За галереями находилась Овальная комната. Ее стены украшали картины С. Ф. Щедрина с видами Гатчинского парка, которыми закрыли во второй половине XIX века росписи Д. Б. Скотти. Из Овальной комнаты по небольшому коридору можно было пройти в дворцовую церковь Св. Троицы. Церковь была устроена в башне Кухонного каре еще при Г. Г. Орлове, но перестраивалась несколько раз. На акварели Э. П. Гау церковь изображена после перестройки 1840-х годов, осуществленной по проекту архитектора Р. И. Кузьмина. Скульптор П. Дылев создал лепной декор этого интерьера, росписи стен и светового фонаря выполнили художники П. М. Шамшин и А. Ф. Перниц.  

 

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Церковь Св. Троицы. 1875 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 32,5х45,6 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-451-ХI)

В восточном полуциркульном крыле, соединяющем Центральный корпус с Арсенальным каре, располагалась Греческая галерея. Она была оформлена по проекту В. Бренны в 1790-е годы. Галерею украшали бюсты римских императоров, копии разнообразных античных статуй, картины «живописца руин» Гюбера Роббера. За Греческой галереей находилась комната Ротари, где размещалась коллекция картин этого известного художника середины XVIII века.

Как уже отмечалось выше, главным во второй половине XIX века стало перестроенное Р.И. Кузьминым Арсенальное каре. Гау создал 57 акварелей с видами помещений этого корпуса дворца. Самое просторное помещение Арсенального каре — Арсенальный зал. Там проходили официальные обеды, устраивались любительские спектакли, придворные и члены императорской семьи играли в карты и бильярд. Для детей в зале были установлены горка и качели. Из Арсенального зала можно было пройти в личные комнаты императора Николая I и его супруги Александры Федоровны, находившиеся в восточной части Арсенального каре.

 

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Арсенальный зал. 1876 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 28,5х44 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-403-ХI) 

Атмосфера строгой упорядоченности царила в комнатах императора. В этих помещениях находилась мебель красного дерева строгих и лаконичных форм, выполненная Г. Гамбсом и П.П. Гамбсом в 1820-е и 1850-е годы. На стенах — акварели с изображениями фигур в военных мундирах разных эпох. Апартаменты императрицы были оформлены с большей роскошью. Стены некоторых помещений обиты тканями (шелк и ситец), лепка потолка позолочена, полы покрывали мягкие ковры с цветочным орнаментом. Мебель в стиле второго рококо гармонировала с лепкой на потолке и решением каминов. На стенах этих комнат располагались многочисленные портреты родственников императрицы и романтические пейзажи. Бронзовые люстры, канделябры и часы для новых интерьеров были созданы на петербургских фабриках Ф. Шопена и М. Лейхтенбергского.

 

Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Гостиная императрицы Александры Федоровны. 1876 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 29х47 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-410-ХI)

Вдоль личных комнат Николая I и Александры Федоровны протянулась Готическая галерея — замечательный образец неоготического стиля. В окна галереи были вставлены цветные стекла, создававшие иллюзию средневековых витражей. Другая галерея, также оформленная в неоготическом стиле, находилась на третьем этаже Арсенального каре. Она называлась Китайской, так как в ней экспонировалась уникальная по художественному уровню коллекция произведений китайских и японских мастеров, включавшая около 4000 экспонатов. 

Комнаты семьи императора Александра II были оформлены архитектором Р. И. Кузьминым аналогично личным помещениям Николая I и Александры Федоровны. На потолках — изящная лепка, стены окрашены различными колерами или обиты тканями, паркеты простого геометрического рисунка, в некоторых комнатах – ковры с цветочным орнаментом. Ореховая мебель в стиле второго рококо мастерской А. Тура соответствовала общему решению залов. В личных комнатах Александра II находилось много охотничьих трофеев, так как он приезжал в Гатчину главным образом на охоту. При нем в этот город была переведена Императорская охота и вблизи Дворцового парка построена целая егерская слобода. В помещениях Александра II на полу можно увидеть чучела медведей в виде ковров, на стене гостиной — голову зубра, убитого императором в Беловежской пуще.

У комнат императрицы также была своя особенность. В некоторых ее помещениях (спальне, кабинете и ванной) стены были обиты вошедшим во второй половине XIX века в моду английским вощеным ситцем — чинзом. Этот красивый материал был удобен в использовании. Стены, затянутые чинзом, легко выдерживали влажную уборку.

Рядом с апартаментами Александра II находились помещения его детей. Э. П. Гау зарисовал три комнаты дочери Александра II – великой княгини Марии Александровны (ил. 24). Ко времени создания акварелей она уже вышла замуж за принца Великобританского и Ирландского герцога Эдинбургского Альфреда-Эрнеста-Альберта и в Гатчине практически не бывала. Поэтому ее комнаты носят характер запасных помещений дворца. 

Хотя семья Александра II не слишком часто приезжала в Гатчину, именно этот император пригласил художника Э.П. Гау запечатлеть все имеющие художественное или историческое значение интерьеры здания.

Дворцово-парковый ансамбль в Гатчине — ярчайший образец русского классицизма второй половины XVIII века. Поместье было подарено императрицей Екатериной II своему фавориту князю Григорию Орлову. Затем государыня выкупила дворец у наследников Орлова и пожаловала его своему сыну Павлу Петровичу. Вскоре Гатчина стала любимым местом пребывания царской семьи.

 

 

Именно здесь, в Гатчине, с 1822 по 1914 годы квартировал лейб-гвардии Кирасирский полк. Кавалеристов этого полка называли «синими» кирасирами по цвету воротников и обшлагов. Они занимались охраной царской семьи, а также являлись лидерами по сложности предметов обмундирования и считались элитой среди гвардейской кавалерии.

В наше время плац перед Гатчинским дворцом является местом проведения фестиваля «Гатчинская быль». В рамках мероприятия проходят не только театрализованные представления, но и различные мастер-классы, в том числе по фехтованию и стрельбе. Также гости могут увидеть выставку костюмов XVIII века, посетить лагерь павловских солдат и артиллерийскую позицию, пройти гренадерскую полосу препятствий, где учат колоть штыком и метать гранаты.

 

Гатчинский дворец

Источник ГМЗ «Гатчина»

 

Категории
Африка 5 Антиквариат, коллекционирование 11 Архитектура, Строительство 4 Астрология 23 Астрономия Космос 9 Австралия 24 Австрия 3 Авто, Мото 13 Багамы 1 Беларусь 3 Бельгия 1 Бизнес и финансы 111 Бизнес успех с нуля 14 Болгария 1 Бразилия 1 Чехия 2 Дания 6 Дети 12 Дизайн 1 Дневник 10 Досуг, хобби 40 Египет 1 Экология 20 Эстония 5 Эзотерика & Нетрадиционная медицина 59 Финляндия 6 Флора и Фауна 13 Фотография 1 Франция 14 Германия 15 Греция 11 Hi-Tech, Интернет, компьютеры 56 Хорватия 2 Художественный блог 13 Игры, развлечения 16 Иммиграция 68 Индия 1 Ирландия 10 Исландия 23 Испания 19 История 53 Италия 21 Израиль 4 Япония 14 Юмор 13 Юридическая консультация 28 Канада 21 Кино 40 Китай 7 Корея 7 Космос 6 Красота и здоровье 58 Криминал 30 Круизный Клуб 35 Круизный отдых 26 Куба 1 Культура, Искусство 44 Латвия 7 Литва 4 Люксембург 1 Маркетинг 19 Марокко 1 Мексика 8 Многоуровневый маркетинг 29 Мода, дизайн, интерьер 4 Мужской блог 30 Музыка 1 Наука и техника 32 Недвижимость 8 Нидерланды 5 Норвегия 7 Новая Зеландия 5 Объединённые Арабские Эмираты 7 Образование и учеба 29 Общество и политика 94 Перу 1 Польша 7 Португалия 3 Продукты, еда, правильное питание 32 Психология 50 Путешествия 222 Работа и карьера 40 Рецепты 93 Реклама 39 Религия 27 Россия 42 Рукоделие 7 Румыния 1 Руны и рунология 17 Русский язык 5 СМИ и новости 111 США 290 Сад и огород 18 Семья, дом 15 Швеция 9 Швейцария 4 Славянские традиции 51 Социальные сети 24 Сонник 6 Спорт 2 Таиланд 3 Травник 10 Тунис 1 Турция 12 Украина 7 Веганство и вегетарианство 9 Великобритания 29 Венгрия 3 Всякая всячина 62 Женский блог 52 Животные 21 Знакомства 24

Спонсоры портала

          

Хотите разместить свою статью или бизнес на портале? Пройдите по ссылке: Russian Global.

Ставьте лайк на Фейсбук странице    Подписаться на Ютуб канал      Подписаться в Инстаграм    

Русскоязычные в Телеграм 

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку. Никакого спама, только обновления продуктов.