Искусство Японии
К традиционным видам японского искусства чаще всего относят литературу, живопись, архитектуру, театр, но наибольшее внимание привлекают такие виды искусства, как икебана, каллиграфия, обустройство декоративных садов и многое другое.
К японским традиционным видам искусства также относится изготовление керамических, лакированных, эмалированных изделий, мечей и кукол. Несмотря на то, что этим традиционным видам искусства можно отыскать аналогию и в Европе, они остаются весьма оригинальными.
Икебана
Интересными и оригинальными являются и японская живопись, и театр, и литература, и архитектура, и многое другое. Но в большей степени европейцев всегда интересовали те виды искусства, которые отсутствовали в Европе. К числу такого вида искусства относиться икебана. Дословно оно означает «живые цветы» и употребляется для обозначения оригинального японского вида искусства - искусства составления букетов, точнее композиций из живых цветов, установки их в вазоны или на специальные подставки. Этот вид искусства призван отобразить гармонию и красоту природы и хорошо передает основы японской жизни и дух японцев.
Самая первая школа икебаны была основана буддийским священником из храма Роккакудо, что в Киото, и называлась Икенобо, а самый первый учебник по икебане «Сэндэнсё» появился уже в первой половине XVI века. Для икебаны использовали исключительно живые цветы, и только с 50-х годов XX века возникли авангардные школы икебаны с широким использованием тканей, пластмассы и даже железа и стекла.
Икебана включает три основные составляющие: естественный (изначально только живой) материал (цветы, ветви, листья, трава и т. п.), ваза и кэндзан - приспособление для связывания композиции. Составление икебаны, по японским толкованиям, означает «помочь цветам проявить себя».
Каллиграфия
Немного странное слово, которое вызывает у европейцев смущение и недопонимание, но для японцев это является искусством. Японцы сберегли искусство каллиграфии, заимствованное еще в IX веке из Китая, но развившееся в самобытное искусство в Японии. «Каллиграфию (сёдо) называют еще искусством черного и белого, - говорит выдающийся каллиграф господин Моримото,- но это совсем не однообразный мир».
Каллиграфия иероглифов - это творчески переработанная китайская наука начертания знаков, каллиграфия же знаков каны - собственное японское достояние.
Пишут знаки кистью и тушью (или чернилами). Особенное внимание уделяют оттенкам туши, соединению разных по интенсивности, ширине, направлению и т. д. начертаний и мазков. В средневековой Японии искусство каллиграфии было едва ли не одним из главных и свидетельствовало о высокой степени учености. Сначала каллиграфов нанимали для переписывания книг, потом каллиграфические этюды стали появляться на свитках, обоях токонама, поперечных фрамугах, на фусма (раздвижных дверях) и других частях жилищах, на сикиси - разрисованном узорами квадратном листе плотной бумаги для написания стихотворений.
Набор инструментов каллиграфа состоит из ситадзики - мягкого коврика черного цвета, бунтин - металлической палочки для прижимания бумаги во время начертания иероглифов, ханси - специальной тонкой бумаги, фудэ - толстой и тонкой кисточек, судзури - тяжелой массивной чернильницы для туши, суми - самой туши.
И сейчас в Японии каллиграфов очень уважают не только за мастерство, но и за достижение ими высокого духовного уровня, необходимого для настоящего творчества.
Несмотря на то что сегодня в современном мире карандаши и шариковые ручки вытеснили кисти в обычном написании японского письма, в искусстве каллиграфии и поныне употребляются лишь кисти, а само искусство является достаточно популярным в современной Японии.
Обустройство декоративных садов
Среди достижений японской культуры особое место принадлежит японскому саду. Наверное, наиболее древние истоки японского сада лежат в синтоизме, в древних верованиях японцев, связанных с обожествлением окружающей природы.
В Европе такие сады создавали издавна. Садовое искусство Японии также развивалось в течение многих столетий. Однако главным отличием японских садов является не красота геометрических форм, присущая европейским садам, а красота общего вида как ландшафта. Поэтому в японских садах нередко главной составляющей частью является не дерево, а кустарники, скалы и мох.
Существуют три основных стиля японского декоративного садоводства: цукияма («сад с холмом»), карэсансуй («сухой сад») и тинява («чайный сад»). Первый стиль призван в виде сада смоделировать всю Землю. Классическим образцом его является такое построение: посреди сада находится пруд, символизирующий море, берег его с насаждениями деревьев и кустов - это земные пространства, а скалы или каменные глыбы - горы. Второй стиль испытал большое влияние дзэн-буддизма, а потому расположением своих глыб, деревьев, кустарников и даже мха должен отображать некую философскую идею буддийского направления. Сады стиля карэсансуй могут обходиться вообще только каменными глыбами, частично покрытыми мхом, и белым песком.