Возникновение народных промыслов в России
Искусство, как известно, возникло не сразу. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу.
Народное художественное творчество занимает видное место в декоративно-прикладном искусстве. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, становимся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.
Тема актуальна и сейчас, так как народные промыслы - это история страны, города, семьи. Тему традиций и «корней» русского народа и сегодня нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает.
Нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров.
По всей России всегда можно было встретить резные или расписные прялки и швейки, причем каждый район по-своему, по-особому украшает доску или донце прялки, резную деревянную солонку, расписные железные подносы, игрушки, которые хотя и предназначены для детской забавы, но всегда отличаются высокими художественными достоинствами. Народные промыслы пользуются популярностью в нашей стране и за рубежом.
Цель работы: рассмотреть историю возникновения и развития основных центров народного творчества России.
Структура работы: работа состоит из введения, восьми глав, заключения и библиографии.
История возникновения народных промыслов
Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т. е. делал тем самым обычные вещи произведениями искусства.
К моменту создания восточнославянского государства -- Киевской Руси ремесла в нем достигли высокого уровня развития.
Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло, была обработка металла. Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.
Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX--X вв., поскольку, Киевская Русь уже знает гончарный круг.
Надо сказать, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково, были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарство.
Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в XVI--XVII вв. Его талантливые резчики изготовляли изделия из местных пород дерева, кости домашних животных, а также из дорогого моржового клыка, ценных пород дерева, привозимых издалека. Основной их продукцией были предметы культа: резные иконки, кресты и т. д., которые покупали богомольцы. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.
В XVI--XVII вв. славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII в. в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. На севере, в г. Холмогоры, расцветает костерезное искусство.
XVII в. -- начало теперь всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство.
В XVIII в. начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.
Во второй половине XIX -- начале XX в. появляется много новых художественных промыслов. Таковы, например, вышивальные промыслы, вятский кружевной промысел.
В это время создавались учебно-производственные мастерские, классы рисования, ремесленные школы, призванные оказывать кустарям методическую помощь. Именно в этом направлении работал, например, Кустарный отдел Вятского губернского земства. В 1892 г. в Вятке была организована ткацкая мастерская, внедрявшая усовершенствованные ткацкие станки-самолеты. В Вятке и Вятской губернии работали учебные мастерские: ковровая, берестяная, корзиночная, кружевная, гончарная, роговая.
После Революции, большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил в 20-е годы Кустарный музей. С 1921 г. при нем возобновил работу магазин-выставка, в задачи которого наряду с торговлей художественными кустарными изделиями входила пропаганда народного искусства.
В 1925 г. на Парижской выставке искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера и мастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства.